StCharter YachtingStCharter Yachting
Забыли пароль?

Управление яхтой

imageframe-image

Управление яхтой

С одной стороны управление яхтой — это романтика и удовольствие, но с другой — это целая наука и система слаженных действий не только капитана, но и всей команды. Научиться управлять яхтой, изучая информацию в интернете, конечно же невозможно, но перед тем, как отправляться на обучение яхтингу в яхт школу, из всего прочитанного можно в общих чертах получить представление о том, что же представляет из себя управление парусной яхтой.

Можно выделить основные категории:
1. Управление яхтой в круизном путешествии
2. Управление яхтой в регате
3. Управление яхтой в одиночку

Все три категории имеют много общего, но и также довольно много различий. Давайте вкратце постараемся рассмотреть каждую категорию и ее особенности.

imageframe-image

Управление яхтой в круизном путешествии

В данном случае основным приоритетом является комфорт всех пассажиров яхты. После выхода из марины требуется 3 человека: Рулевой, он же зачастую и капитан — «раздает роли», отдает команды и ставит лодку против ветра (левентик или Head to Wind) для облегчения подъема главного паруса (грот или mainsail); один человек на лебедку в кокпите — выбирирает грота-фал (mainhalyard); один человек к мачте для помощи тому, кто на лебедке (помогает выбирать у мачты). Собственно все, главный парус парус поднят. Мы намеренно опускаем тему с электро-лебедками, т.к. далеко не на каждой яхте они есть, да и не интересно просто жать на кнопочки 🙂 Далее рулевой уваливает яхту (когда ветер идет по направлению к корме, в терминологии IYT команда bearing away) для подъема стакселя (Genoa). Второй член команды закладывает стаксель-шкот (genoa sheet) на лебедку и выбирает его, тем самым открывая стаксель.

Вот в двух словах и все, рулевой ставит яхту на заданный курс; отдает команды по более точной настройке парусов и далее яхта идет к намеченной цели с полными ветра парусами. Само собой далее вас ждут и повороты, и курсы к ветру, и рифление парусов, но мы это рассмотрим отдельно.

imageframe-image

Управление яхтой в регате

В данном случае требуется очень слаженная работа команды, четкое следование своим ролям и командам капитана. В регате все заточено под скорость! Все должно происходить четко, быстро и без заминок. Капитан отдал команду — незамедлительно ее выполняем, поменяли галс, все свободные на «откренку» (когда команда садится на наветренный борт, стараясь создать максимальное сопротивление ветру).

После выхода из марины процесс поднятия парусов такой же, как и при круизе. Далее яхта следует к стартовой линии. Перед стартом все паруса растравливаются (не наполнены ветром и не создают яхте ход) и только по сигналу «Старт» очень быстро набиваются путем выбирания грота-шкота (mainsheet) и стаксель-шкота (genoa sheet). Рулевой ставит яхту на курс и начинает движение к финишу, согласно выбранной капитаном тактики гонки.

Минимальное количество человек в команде при однодневных гонках — 7 человек: Рулевой (Капитан) — отвечает за курс яхты, тактику, отдает команды. 2 шкотовых на стакселе (они же при работе с генакером/спинакером) — отвечают за работу стакселя и генакера/спинакера. Один человек на грота-шкоте — отвечает за работу с главным парусом — гротом (mainsail). Баковый (на носу яхты) — отвечает за работу со стакселем и спинакером/генакером (помогает при подъеме и при уборке). Самый музыкальный член команды — «Пианист» — отвечает за работу со всеми шкотами на стопорах (блок стопоров называют пианино). Один человек на мачте — помогает при подъеме грота и спинакера/генакера, а также помощь баковому.

В офшорных регатах на длинные дистанции минимальное количество членов команды — 8 человек. Две вахты по 4 человека.

Конечно мы описали процесс вкратце и на тему участия в регатах написана не одна книга. Однако мы не преследуем цель написать новую, но просто хотим в нескольких словах дать вам общее представление об управлении яхтой в различных ситуациях.

imageframe-image

Управление яхтой в одиночку

Это уже высший пилотаж в яхтинге. Даже если вашей целью не является участие в одиночной кругосветке Vendee Globe, то подготовка к одиночному управлению яхтой (Single hand course) требует большого количества пройденных миль как в регатах, так и в круизных походах. В данном случае команда — это один человек, отвечающий абсолютно за все, что происходит с яхтой и на яхте. Заменить целую команду не так-то просто и во время похода на яхте от вас будет требоваться молниеносная реакция. Если что-то случилось на носу, представьте, сколько молниеносных движений нужно сделать у руля, чтобы добежать на бак и исправить возникшую неприятность, при этом вашу яхту не должно развернуть резким порывом ветра, рискуя отправить вас за борт, а яхту в брочинг (резкий бросок яхты в наветренную сторону, не поддающийся управлению). При подготовке к самостоятельным выходам и особенно на длинные офшорные дистанции можно посоветовать постепенно снижать количество членов команды, тем самым оттачивая свои навыки. Как видите, управление парусной яхтой — это далеко не всегда комфорт и солнце на безоблачном небе. Но такие сложности больше касаются профессионального спортивного яхтинга.

imageframe-image

Полезная информация

Ниже мы бы хотели начать кратко освещать основные вопросы, которые изучаются во время обучения в нашей школе яхтинга. Для чего это нужно? Хоть все наши студенты и получают исчерпывающее количество информации и раздаточных материалов во время обучения, это как правило бумажные носители и они имеют свойство теряться и портиться. Этот раздел будет служить неким напоминанием для тех, кто уже обучился и вводным курсом для тех, кто только собирается начать обучение яхтингу, получить сертификат Bareboat Skipper и отправиться в самостоятельное путешествие на яхте.

Конечно, мы не собираемся здесь полностью перепечатывать материалы раздаточного материала, мы хотим обобщить основные темы, осветить самые важные вопросы. Если у вас есть пожелание, какую тему вы хотите здесь увидеть, напишите нам и мы обязательно ее раскроем!

Темы, которые мы затронем в этом разделе

  • Техника безопасности на яхте
  • Сигналы бедствия
  • Управление яхтой под двигателем
  • Швартовка кормой
  • Швартовка лагом
  • Швартовка кормой с якорем
  • Управление яхтой под парусом
  • Основа работы паруса как аэродинамического крыла
  • Постановка парусов
  • Уборка парусов
  • Типы парусов
  • Курсы к ветру
  • Повороты
  • Настройка парусов
  • Тонкая настройка парусов
  • Такелаж
  • Рифление
  • Центр парусности и бокового сопротивления
  • Постановка в дрейф под парусами
  • Человек за бортом
  • Постановка на якорь
  • Постановка на буй
  • Подготовка к шторму
  • Поведение в шторме
  • Правила расхождения судов
  • Ходовые огни
  • Сигналы в зоне с ограниченной видимости
  • Навигация
  • Работа с морской картой
  • Электронное оснащение яхты
  • Работа с приборами и картплотером
  • Курс VHF (УКВ)
  • Чек лист на чартер
  • Крю лист
  • Метеорология и работа с прогнозом погоды
  • Планирование перехода и выхода в море
  • Навигационные знаки
  • Устройство яхты
  • Работа со спинакером или генакером
  • Узлы
  • Средства обеспечения судовождения
  • Борьба за живучесть судна
  • Несение вахты
  • Основные ошибки и их устранение
  • Обслуживание двигателя и моточасы
  • Заброс винта
  • Допустимые обороты
  • Средняя скорость
  • Расход топлива
  • Работа с подрулькой
Яндекс.Метрика